«Отдохнув в лесу на пикнике вместе с друзьями, вы собрали и унесли с собой весь мусор? Алюминиевые банки и пластиковые бутылки вы сдали в переработку? Вы зарабатываете 3000 баллов. Вы выключаете компьютер и другие приборы из розетки, а не оставляете их в спящем режиме - экономите до 40 ватт электроэнергии в сутки и помогаете природе? Вы зарабатываете 1000 баллов. В магазине вы с родителями взяли на кассе множество одноразовых пакетов — вместо того, чтобы использовать многоразовую сумку? Вы теряете 1500 баллов». Интересно,что это? А вот так на одном из экоуроков 8 апреля 2016 года наши школьники учились беречь природу.
Занятия проводились по темам: «Мобильные технологии для экологии» и «Хранители воды». Компания PepsiCo и Зелёное движение России ЭКА при поддержке Министерства природных ресурсов и экологии РФ рады были пригласить школьников к участию во втором Всероссийском экологическом уроке. Это было затеяно, чтобы дать детям знания, которых нет в школьной программе, чтобы показать, что забота о природе, о воде – интереснейшее занятие, чтобы вдохновить каждого школьника стать настоящим Хранителем воды своего края. В школу организаторы прислали методические материалы с интерактивной презентацией, настольной игрой, карманной книжкой-покетмодом и детальными тестированиями, видеопособиями для уроков. После участия в этом проекте наша школа будет отмечена на онлайн-карте проекта.
Учителя с интересом включились в преподавание основ экологии и профилактики бережного отношения к окружающему миру. В каждом классе весь день шли мастер-классы, презентации, настольные игры, тестирования, викторины, инсценирования, беседы. Это делалось, чтобы изменить модель поведения детей и сформировать ответственное отношение к воде, включая понимание того, что каждая вещь имеет свой водный экослед; чтобы мотивировать школьников беречь воду в повседневной жизни, приобщая к этому друзей и родных; чтобы на ярких примерах вдохновить детей на защиту природных ресурсов (от акций по очистке берегов с друзьями до участия в деятельности общественных движений). Интересно было оценить, сколько воды сэкономлено благодаря урокам и работе учителей с помощью тестирования обучающихся до и после проведения уроков.
Младшим классам об экологии рассказывал Умный бобёр из презентации. Он учил способам сохранения воды в повседневной жизни, призывал участвовать в субботниках, изобретать способы спасения водных ресурсов планеты. Детям давались самые актуальные знания о сбережении воды.
Часть уроков в средних и старших классах была посвящена теме: «Мобильные технологии для экологии». Сегодняшние школьники являются представителями так называемого «поколения Z», или поколения интернета. Мобильные и веб-технологии, гаджеты с раннего детства стали для них привычной реальностью и одним из основных способов познания мира. Согласно Всероссийскому исследованию цифровой компетентности подростков и родителей (Фонд развития Интернет, 2013), 76% российских школьников проводят в Интернете в среднем 3 часа в сутки. Каждый седьмой подросток в возрасте от 12 до 17 лет проводит в сети почти треть жизни (8 часов в сутки). 56% подростков выходят в интернет с помощью мобильных устройств. Поэтому организаторами был разработан методический гид для учителя по подготовке и проведению Всероссийского экоурока «Мобильные технологии для экологии» в 5-11 классах.
С одной стороны, дети, растущие в эпоху тотального интернета, подвержены риску чрезмерной «виртуализации», «эрозии детства», столкновения с нежелательным контентом, развития игровых и других зависимостей. С другой стороны, эти же дети имеют шанс стать сознательными потребителями, передовыми активными гражданами, решающими глобальные проблемы общества — в том числе и экологические проблемы. В этой двоякой ситуации очень важно было замотивировать детей использовать конструктивные, развивающие возможности интернета, и показать, что виртуальные активности способны принести реальный результат.
Экоурок «Мобильные технологии для экологии» знакомил школьников с актуальными, удобными веб-сервисами и приложениями, которые помогают решать проблемы, связанные с охраной природы родного города и края, а также начать практиковать более ответственный и экологичный образ жизни. Урок решал одну из самых актуальных задач современного образования — экологическое просвещение школьников с акцентом на повседневные экологичные практики. Цель Всероссийского экоурока «Мобильные технологии для экологии»: повысить образовательную и развивающую роль интернета в жизни школьников, замотивировать их использовать «зелёные» интернет-сервисы. Задачи Всероссийского экоурока «Мобильные технологии для экологии»: рассказать, как можно помочь природе, используя мобильные и интернет-технологии; познакомить с возможностями, которые может использовать каждый школьник; вдохновить примерами российских «зелёных» мобильных и интернет-технологий, включая разработки российских школьников и студентов; донести информацию о конкурсе инноваций для учащихся 7-11 классов «Телеком идея Юниор» от МТС; замотивировать школьников использовать полученные знания в повседневной жизни, делиться ими с родителями и друзьями.
Интересным оказалось оборудование для экоурока: презентации в Microsoft PowerPoint , созданное игровое поле настольной игры, игровой кубик для настольной игры, карточки с заданиями для настольной игры, игровые фигурки героев, которые команды передвигают по полю, совершая игровые ходы. На уроках была демонстрация презентации «Мобильные технологии для экологии» в сопровождении рассказа учителя и вопросов к ученика. Она включала в себя 3 тематических блока: «Введение. Вовлечённость жителей России в использование мобильных и интернет-технологий»; « Технологии на страже природы. Защита лесов, животных, посадка деревьев, борьба с мусором, энергосбережение с помощью гаджетов»; «Экологичные гаджеты, созданные российскими инноваторами». Ученики с интересом играли в «Приключения Эконешки и её друзей». Работая в командах, дети бросали кубик, совершали игровые ходы и попадали на игровые клетки 3 типов: ситуации (игровые клетки содержали различные изображения – совпадали с изображениями на карточке с заданием, не содержали вопросов или заданий, но предполагали начисление или снятие баллов в соответствии с правилами). Радовали и познавательные задания (игровая клетка с изображением знака вопроса), творческие задания (игровая клетка с изображением лампочки), закрепление материала, изготовление покетмода (карманной книжки) с домашним заданием. В конце урока ученики забрали карманные книжечки с собой. Настольная игра «Приключения Эконешки и её друзей», которая длилась 40 минут, очень всем понравилась. Цель игры заключалась в закреплении новых знаний и мотивировке учеников использовать мобильные и интернет-технологии для защиты природы. Школьники работали в командах, выполняя увлекательные задания и соревнуясь с другими командами. Команда, набравшая к концу игры наибольшее число баллов, получила Грамоту от Эконешки – героини проекта.
Вот так увлекательно проходили замечательные экоуроки в нашей школе. Конечно, каждый участник задумался о том, как важно сохранять природу. А методы и способы мы теперь знаем. Будем применять ежедневно. Спасибо за эконауку!
Юнкоры 8 «б» класса. |