Как проявляется учительский буллинг
У буллинга есть четкое определение — это использование силы против слабого с целью причинения боли, рассказала «Известиям» заведующая кафедрой юридической психологии и права МГППУ, кандидат психологических наук Римма Чиркина. Когда учитель не имеет цели причинить боль, но причиняет ее — это всё равно буллинг, уточнила она.
— Учитель может не быть направленным против какого-то ребенка, но организовать ситуацию так, что другие дети будут против него. Он может не говорить прямо, не допускать каких-то откровенно негативных высказываний в сторону ребенка. Но даже в этом случае здесь улавливаются некоторые нюансы — дети очень быстро считывают невербальное негативное отношение, пусть и скрытое, — поясняет специалист. — Учитель может так построить отношения в классе, что ребенок всегда будет в состоянии подчиненности другим. Например, учитель может не говорить, но при этом подразумевать, что этому ребенку ничего не надо поручать, что от него ничего хорошего ждать не приходится — другие дети это очень быстро подхватывают. А когда учитель откровенно и открыто направлен против ребенка, это уже самый настоящий призыв к буллингу.
Кроме буллинга есть еще такое понятие «остракизм» — отвержение, игнорирование, исключение, отмечает Чиркина. То есть отвержение — это прямое негативное отношение, а исключение и игнорирование — это, например, бойкот, или обнуление каких-то достижений, или же когда человека не включают в значимые процессы.— Переживание остракизма вызывает боль, сопоставимую с физической. То есть за это чувство отвечает та же зона коры головного мозга, что и за ожог, — говорит психолог. — Острота этого переживания настолько сильна, что человек, чтобы его преодолеть, предпринимает какие-то действия: либо становится в крайнюю степень жертвенности, либо начинает агрессировать против обидчика. И то и другое разрушительно для всех.
Признаки учительского буллинга
Первым звоночком является нежелание ребенка идти в школу. Конечно, практически каждый ребенок хоть раз в жизни говорил, что не хочет идти в школу. Это нормально и естественно: дети устают, ссорятся с друзьями, забывают выполнить домашнее задание. Но если ребенок систематически отказывается посещать школу, начинает плакать, прогуливать, а на вопросы о причинах такого поведения не отвечает, стоит обратить внимание на школьную ситуацию.
Второй симптом: у ребенка плохая успеваемость по одному конкретному предмету. Если ребенок способный, проблем с обучением не испытывает, а по одному предмету постоянно получается плохие оценки, стоит задуматься. Скорее всего, причина не в том, что школьник плохо понимает физику или биологию, а в том, что у него не ладятся отношения с педагогом.
Третий признак учительского буллинга – заниженная самооценка у ребенка. Учитель – всегда авторитет для школьника, поэтому от его мнения сильно зависит мнение ребенка о себе. Чем сильнее педагог будет давить на ученика, тем ниже у него будет самооценка.
Четвертая причина того, что стоит обратить внимание на школьную ситуацию ребенка, – отсутствие у школьника желания разговаривать о школе. Особенно остро это заметно у учеников младшей школы. Для ребят 7–10 лет учебная деятельность является ведущей, а значит, о школе дети должны говорить много и с удовольствием. Если родители этого не наблюдают, то стоит разузнать подробнее, что же происходит в классе.
Пятой отличительной чертой жертвы буллинга является страх перед школой и учителями. Дети, которые подвергаются давлению со стороны педагога, естественно, начинают бояться и этого педагога, и остальных учителей, и школу в целом, ведь травмирующей ситуацией является комплекс событий.
Последствия буллинга в отношениях «учитель – ученик»
Каковы последствия буллинга в отношениях «учитель – ученик»? Они те же, что и последствия любого другого вида насилия: будь оно физическим или моральным – ребенок получает психологическую травму. Такие дети отличаются заниженной самооценкой, гипертрофированным чувством вины, иногда повышенной агрессивностью. Если жертвой буллинга становится подросток, то, к сожалению, эта травма может привести к суициду.
Проблема усугубляется тем, что если педагог начинает унижать одного из учеников, то вскоре этим будет заниматься уже весь класс, ведь учитель – это пример для подражания, особенно для детей младших классов. Таким образом, «нелюбимчик» педагога становится жертвой травли со стороны и учителя, и одноклассников.
|