Методические рекомендации по организации антикризисного сопровождения временных переселенцев
В первые два дня с момента размещения важную роль играет своевременная координация между ведомствами. Организация работы педагогов-психологов в пунктах временного размещения (далее – ПВР) в первые десять дней от прибытия, определяется логикой периода адаптации людей, попавших в ситуацию неопределенности. Такая ситуация связана с потребностью сориентироваться в том, что происходит. Психологическое напряжение снимается регулярным информированием о предстоящих событиях, пошаговыми инструкциями в выполнении необходимых административных действий, созданием графической разметки в местах пребывания для оперативной ориентации в новом пространстве.
На этом этапе психологическая помощь детям в неэкстренных случаях наиболее эффективна через стабилизацию психологического состояния взрослых сопровождающих. Оптимальное психологическое состояние взрослых является залогом психологического благополучия детей.
В случаях требуемой экстренной психологической помощи необходимо организовать оперативное взаимодействие с психологами МЧС и при необходимости с врачами-психиатрами региональной системы здравоохранения.
Практика психологической помощи детям в кризисных состояниях показывает, что пластичность психики и адаптивные возможности детей превосходят возможности взрослых. Дети быстрее приспосабливаются к новым ситуациям, а объективные невзгоды и трудности переносятся ими более легко. С возрастом эти возможности адаптации снижаются и качественно меняются. Начиная с пубертатного возраста все большее значение обретают вопросы смысла происходящих событий и их влияния на жизнь самого подростка.
С учетом зависимости адаптационных возможностей психики от возрастных особенностей педагогам-психологам, осуществляющим контактную работу с беженцами необходимо обращать внимание, прежде всего на бытовое обустройство и бытовые нужды переселенцев. Политизацию и рассуждения о причинах происходящего на этом этапе рекомендуется не поддерживать.
Наиболее корректным ответом на эмоционально окрашенные утверждения и вопросы, не относящиеся к бытовому плану и нуждам, может быть констатация того, что Россия приняла своих граждан и оказывает конкретную помощь размещением, питанием, медицинским обслуживанием, обеспечением непосредственных нужд и потребностей. Подобного рода разговоры рекомендуется сводить к конкретным и непосредственным задачам бытового обеспечения, теплым и внимательным отношением к проблемам беженцев.
Рекомендуемым коррекционным психологическим инструментом в работе с детской и подростковой тревожностью в ситуации вынужденного пребывания и неопределенности являются детские игры, в которых дети могут играть друг с другом в группах, придерживаясь определенных правил. Организованная социально позитивная и социально-полезная совместная деятельность может выступать в качестве коррекционного средства и средства восстановления нормативного психологического развития. Чем больше дети будут играть, тем лучше будет их психическое и психологическое состояние. Поэтому привлечение аниматоров из числа волонтеров и студентов педагогических и психологических специальностей имеет большое значение при работе с детьми.
По окончании карантинного периода, следует этап включения детей в учебный процесс. Такое средство, как включение в учебную деятельность само по себе является психологическим коррекционным инструментом, восстанавливающим нормативные процессы социализации. |