Музейная деятельность, как средство духовно-нравственного воспитания школьников
В Бродовской средней школе, где я уже много лет работаю руководителем школьного краеведческого музея, учителями школы в 4-х классах ведётся курс «Основы религиозных культур и светской этики». Этот курс ведётся в двух модулях: «Основы светской этики» и «Основы православной культуры». В 5-х же классах ведётся курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России».
Исходим из того, что «нрав» – это поведение человека в различных ситуациях согласно его представлениям о добре и зле (иначе – его характер), а «душа» - это внутренний мир человека. Несомненно, весь школьный уклад – урочная и внеурочная деятельность школьника,- формируют его душу и характер. Я не сомневаюсь, что и школьный музей вносит свою лепту в формирование духовно-нравственных основ нашего школьника. Попробую это доказать на примере нашего школьного музея.
Самая большая экспозиция в нашем школьном музее называется «Наша школа». Она занимает целую классную комнату площадью 60м2. Здесь я и наши экскурсоводы рассказывают об истории школы, её традициях, которые уже почти на протяжении полувека передаются из поколения в поколение. В нашем школьном гимне есть такие слова: «Школьные рябины нам в окошко машут, встречу с нетерпеньем мы со школой ждём». Эти рябины и березы, которые украшают нашу школу, посадили первые выпускники школы. Первые выпускники до сих пор в большинстве своём помнят, где их берёзка и рябинка, а последующие поколения школьников бережно ухаживают за ними, потому что они посажены руками их родителей, бабушек и дедушек.
Ещё одна школьная традиция – это проведение школьных туристических слётов. Это свято. Школьные турслёты у нас проводятся каждый год. Каждый год школьные команды туристов ответственно готовятся к участию в районных соревнованиях и, как правило, успешно выступают на них.
К школьным традициям относятся и ежегодные Встречи выпускников школы, которые проводятся в первую субботу февраля. Администрация школы, учителя и ученики очень тщательно готовятся к каждой Встрече: поисковые группы по заданию школьного музея собирают новый материал о бывших выпускниках школы, готовится презентация о выпускниках, выставки и экскурсии в школьном музее. Ведущими на этом Вечере также являются нынешние ученики, они же представляют здесь свои художественные номера.
Традиций у школы много и все они передаются из поколения в поколение. Это сплачивает людей разных поколений, наших бывших и нынешних выпускников. А значит, эти традиции имеют и воспитывающее значение.
Стенд «Медалисты школы». Когда мы рассказываем о наших медалистах, мы ставим в пример их трудолюбие, их целеустремлённость. Так, например, Шакин Павел, выпускник 1999 года, в школьные годы самостоятельно изучил английский язык (в то время в нашей школе не было преподавателя английского языка), а сейчас сам преподаёт этот язык в университете. В большинстве своём наши выпускники многого достигли в жизни, и являются достойными людьми. Таким образом, рассказывая об этом, мы преподносим нашим детям такие нравственные понятия, как самовоспитание, честь и достоинство.
Или - стенд о пионерской и комсомольской организациях нашей школы. Пионерская дружина нашей школы носила имя славной комсомолки, героя Советского Союза Зои Космодемьянской. Когда мы рассказываем об её жертвенном подвиге в годы Великой Отечественной войны, мы, конечно, даём представление о таком нравственном понятии, как мужество.
Во второй комнате нашего школьного музея находятся четыре экспозиции. Одна из них – «Все мы родом из деревни». Здесь мы рассказываем о деревенской жизни уральских крестьян в прошлом, об их жизненном укладе, традициях в воспитании детей, о старинных вещах. Здесь даются такие нравственные понятия, как традиции воспитания, речевая этика.
Следующая экспозиция музея – «Земля наша уральская». Здесь рассказывается об особенностях природы нашего края, его геологическом прошлом, об истории нашего Каменского района, о его многонациональном составе, о его замечательных людях. Здесь даётся понятие о толерантности, т.е. о терпимости и терпении, а также о чести и достоинстве.
Экспозиция «Мартюшовская быль и боль» рассказывает о драматической истории возникновения нашего посёлка, о трудовом героизме мартюшовцев в годы Великой Отечественной войны, о ярких страницах жизни наших земляков. Здесь даётся представление о таких нравственных понятиях, как порядочность, совесть, доверие, милосердие, терпимость и терпение, трудолюбие.
И, наконец, экспозиция Боевой и Трудовой Славы. Здесь рассказывается о пяти Героях Советского Союза времён Великой Отечественной войны, которых взрастила наша Каменская земля, о земляке Иване Ивановиче Гуляеве, удостоенного высокого звания Героя СССР в мирное время, о наших каменцах – Героях социалистического труда, а также о первом Герое России - каменце, участнике Афганской войны, нашем земляке Дубынине Викторе Петровиче. Здесь мы говорим о боевом и трудовом подвиге мартюшовцев, бродовчан… в годы войны. Конечно, здесь снова даются такие нравственные понятия, как мужество, честь и достоинство.
И, думаю, что Вы согласитесь со мной, что сама возможность представлять этот музейный материал в роли экскурсоводов, или в роли поисковиков-исследователей даёт возможность ребёнку прочувствовать и осознать выше названные нравственные понятия с ещё большей силой.
Падышева З.А., почетный житель пос.Мартюш,
руководитель музея Бродовской СОШ
24.10.2017 год |