Через несколько дней стартует новый учебный год, и большинство детей возвращаются с летнего отдыха в лагерях, санаториях, деревне. Традиционно, на последнюю декаду августа и начало сентября приходится пик дорожно-транспортного травматизма, в котором страдают и гибнут дети.
С начала летнего периода на территории Свердловской области произошло 40 ДТП по вине детей-пешеходов, в которых погибли три и пострадали 37 ребят. Наиболее частыми нарушениями ПДД являются: переход проезжей части в неустановленном месте, неожиданный выход из-за объекта, ограничивающего обзор, переход проезжей части вне пешеходного перехода, неподчинение сигналам регулирования, нахождение на проезжей части без сопровождения взрослых, игры на дороге или вблизи нее.
Так, 16 июня нынешнего года в поселке Верхнее Дуброво 12-летний водитель скутера не справился с управлением и сбил трехлетнего ребенка, вышедшего на проезжую часть. В результате наезда малыш госпитализирован в хирургическое отделение Белоярской ЦГБ, а его родители признались, что оставили ребенка без надзора.
Через несколько недель, 03 июля 2014 года в поселке Верхний Арий Ачитского района пятилетняя девочка начала перебегать дорогу перед близко идущим автомобилем УАЗ. В результате удара девочка получила многочисленные травмы, включая перелом свода черепа, и была в экстренном порядке доставлена вертолетом в Екатеринбург. Врачи боролись за ее жизнь 19 дней, но спасти девочку не удалось — она скончалась. В ходе дознания выяснилось, что ребенок побежал через дорогу к бабушке.
В начале августа, 06 числа, в Екатеринбурге водитель Outlander XL, двигаясь по улице Таватуйской, сбил 15-летнего подростка, который переходил дорогу, не убедившись в безопасности (светофор был неисправен). Спустя 12 часов мальчик скончался в реанимации.
И только за последние дни произошла череда аварий с участием детей. Так, в среду, 20 августа, в населенном пункте Пристань Артинского района 40-летний водитель Ford Focus 3 сбил семилетнюю девочку, которая, не убедившись в собственной безопасности, начала переходить через дорогу перед близко идущим транспортом.
Спустя сутки в Ленинском районе уральской столицы владелец Hyundai Accent, двигаясь по улице Волгоградской, допустил наезд на 11-летнего пешехода, который перебегал проезжую часть в неустановленном месте при наличии в зоне прямой видимости безопасного пешеходного перехода.
В городе Реж мотоциклист 1975 года рождения, двигаясь по улице Зеленой со стороны Павлика Морозова в направлении Свердлова, допустил наезд на восьмилетнего мальчика, внезапно выбежавшего справа на проезжую часть дороги из-за остановившегося автомобиля.
Анализ ситуации показывает, что большинство аварий с участием детей-пешеходов — происходят при одинаковых обстоятельствах на одних и тех же участках дорог. Дело в том, что несовершеннолетние попадают в так называемые «ситуации-ловушки», в которых объективное восприятие опасности подменяется иллюзией безопасности, и ребенок попросту не видит всей окружающей картины. А, учитывая, что в конце лета – начале осени дети возвращаются в город с загородного отдыха (зачастую, отвыкнув от интенсивного дорожного движения), именно на это время и приходится пик их дорожно-транспортного травматизма.
Нормы общественного поведения и требования к самосохранению формируются у детей при непосредственном влиянии взрослых; поскольку у несовершеннолетних аналитическая часть мышления еще не развита, они принимают за норму то, что делают окружающие их взрослые. Если тот перешел дорогу в неустановленном месте, нарушил требования светофора или даже садится за руль в состоянии опьянения — ребенок сочтет это правильным, и, со временем, начнет повторять те же ошибки. Как результат — свыше 30 тысяч погибших в ДТП россиян каждый год.
Неотъемлемой частью воспитания является закладывание правильных и объективных норм поведения. Повторение самых простых норм — о переходе дороги на разрешающий сигнал светофора или недопустимости игр вблизи нее — должно стать частью семейного общения. В связи с этим каждый родитель или опекун, кому небезразлична судьба воспитанника, обязан не только разъяснять ребенку правила безопасного передвижения, но и служить личным примером. Постоянно демонстрируя правильное, а главное, грамотное поведение. |