Всё доброе на земле – от солнца, всё хорошее – от человека, всё умное – от учителя. Начальная школа – это первая ступенька, с которой начинается восхождение ученика в будущее. Начальная школа – это фундамент, от прочности которого зависит, каким будет будущее каждого ребёнка. Всем известна истина: сегодняшние дети – это наше завтра. Но это завтра начинается уже сегодня, сейчас, в школе – особой стране, которая живёт ни на что не похожей жизнью, постоянно сталкивается с трудностями и ищет выход из педагогических тупиков, проблем, ситуаций. Я часто задаю себе вопросы: -Как быстрее включить ребёнка в учебный процесс? -Как реализовать и развить его учебные возможности, раскрыть талант? И отвечаю: это сделать можно, так как природа щедро наделила каждого ребёнка возможностями развиваться, и каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности, нужно только умное и чуткое руководство. Всегда помня об этом, я стараюсь сделать процесс обучения интересным. И в этом мне помогает мой кабинет. • Цель создания кабинета: создание оптимальной образовательной среды, благоприятной для развития младших школьников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Задачи: 1. Реализация принципов обучения и воспитания младших школьников. 2. Создание материально-технической поддержки обучения, воспитания и развития учащихся. 3. Создание условий для развития и реализации проектной, практической и творческой деятельности учащихся. Каждый день я с радостью открываю двери своего любимого кабинета. В ровные рядочки выстроились парты. Гляжу на них и сразу же вспоминаю своих учеников. Как они повзрослели, изменились, многому научились. И наш учебный кабинет, или как мы часто попросту говорим «наш класс» помогает нам в реализации всех планов и творческого потенциала учителя и детей как на уроках, так и во внеурочное время. Постоянно сотрудничая с администрацией школы и родителями, пополняем кабинет наглядным и дидактическим материалом. Если говорить точным языком цифр и фактов, то в моём кабинете в наличии все нормативные документы по организации образовательного процесса:
• Образовательные стандарты • Рабочие программы по предметам с календарно-тематическим планированием • Поурочное планирование Можно долго говорить о целесообразности той или иной документации. Но вряд ли кто-то сможет поспорить о значимости самого важного, на мой взгляд, документа – паспорта кабинета. Паспорт кабинета • актив кабинета • инвентарная ведомость на оборудование кабинета и технические средства обучения • оборудование кабинета с указанием даты получения оборудования • перспективный план развития кабинета: • роль учителя • помощь родителей • участие детей • вклад администрации • Каталог учебного оборудования и технических средств • Опись учебно-методической литературы • Опись справочно-информационной литературы • Опись методической литературы
• Опись аудио и видеоматериалов • Опись КИМов • Журнал использования технических средств обучения • Опись учебного оборудования • (гербарии, коллекции минералов и горных • пород, раздаточный материал по предметам, • муляжи, модели часов, лупы, • измерительные инструменты и пр.) • Правила пользования учебным помещением • Перечень инструкций и памяток по охране труда и технике безопасности • Журнал учета практической части программы • Акты приемки кабинета школьной комиссией Учитывается и выполнение практической части программы – экскурсии и практические работы. Итак, вы сами можете убедиться, что имеется всё необходимое, чтобы кабинет был творческой лабораторией: хороший библиотечный фонд, набор демонстрационных таблиц, учебное оборудование. Все это помогает мне в освоении новых технологий и методов обучения, а в конечном счете - в формировании познавательного интереса. В кабинете соблюдены санитарно-гигиенические требования к помещению по естественному и искусственному освещению, противопожарной безопасности. Кабинет оснащён инструкциями по оказанию первой медицинской помощи, антитеррору, пожарной безопасности, электробезопасности, инструкциями по применению технических средств обучения, а также памятками для уроков трудового обучения. Хочется отметить, что все инструкции систематизированы и распределены по разделам: для учителя и для учащихся. В журнале имеются странички для проведения инструктажей. Кабинет нельзя создать за короткое время. Создание кабинета — дело очень сложное, кропотливое, требующее терпения и времени. Материалы, отражающие результаты работы учителя, а именно, итоговая и промежуточная аттестация, мониторинг по предметам, списки победителей конкурсов и олимпиад, имеются как в электронном варианте, так и в портфолио учителя.
Систематизированные материалы для диагностики качества обучения, карточки с разноуровневыми заданиями, дают возможность учителю быстро и качественно провести как контрольные, так и текущие срезы знаний. Кабинет помогает мне проводить интересные, увлекательные уроки, отвечающие современным требованиям. Стараюсь избавиться от «комплекса главного звена» в передаче знаний, прихожу к применению в своей деятельности принципа майевтики (творческой деятельности учащихся под руководством учителя, сотворчества педагога и школьника). Для этого организую работу в больших и малых группах
С наступлением новогодних праздников кабинет, благодаря стараниям ребят, превращается в сказочное королевство, где царит тайна и волшебство, где по вечерам происходят различные чудеса. С приходом весны, кабинет наполняется запахом мимозы, прекрасным весенним настроением. В нём присутствуют улыбки сестёр, мам и бабушек, которых ребята приглашают на праздничный концерт. Интеллектуальные игры, семейные и школьные праздники, родительские собрания, классные часы. Всего не перечислишь. Разработки, сценарии, материалы по внеклассной работе я бережно храню в разделе. «Внеклассная работа». Храню и творческие работы учеников. Я их очень часто просматриваю, вспоминаю ребятишек, которые сейчас уже стали взрослыми людьми. По традиции выпускникам девятого класса дарю на память их первые тетради, первые читательские дневники, а еще рисунки на тему «Моя мечта», которыми по традиции начинается каждый новый учебный год. А вот «портфолио» учащихся. Здесь собраны самые значимые для учащихся работы, грамоты, сертификаты, рисунки. Я с гордостью на родительских собраниях рассказываю о наших достижениях. Незаменимым помощником учителю при подготовке к уроку служат компьютер, принтер, ксерокс и сканер: тиражирование раздаточного материала, подготовка индивидуального дидактического материала, изготовление наглядных схем, графиков, таблиц. Но, самое значимое для меня техническое средство – это медиапроектор. Какие возможности открывает он перед учителем. Технические средства обучения позволяют повысить эффективность образовательного процесса, способствуют формированию интереса к изучаемым предметам. В кабинете имеется видео, аудио и медиатека по нескольким направлениям: произведения по учебной программе, презентации как по предметам, так и для проведения классных часов, праздников, внеурочных мероприятий, музыка, музыкальные физминутки, физминутки для глаз для релаксации детей, электронные тренажёры и энциклопедии. В нашем кабинете нет никаких излишеств, всё оформлено со вкусом. Портрет президента, символика РФ. Информационная зона представлена постоянно обновляющимися стендами на стенах. Их содержание отражает жизнь класса, помогает наблюдать за природой, беречь свою жизнь, дружить с книгой. Моя особая гордость – уголок проектная деятельность. Часто детям повторяю слова, которые служат эпиграфом. «Человек рожден для мысли и действия». Какой глубокий смысл скрыт в них. Стенды оформлены оригинальным и ярким цветным пятном, что притягивает взор детей, вызывая желание познакомиться с информацией. Стенды используются и для демонстрации творческих работ учащихся, и при проведении внеклассных мероприятий, классных часов. Очень часто мы обращаемся к стенду «Кладовая мудрости». Словом, всё то, что необходимо знать детям, все, что способствует воспитанию гражданина и человека, содержат наши информационные стенды. Главной в классе является школьная доска: большая, магнитная. Именно на доске появится тема увлекательного урока. Именно на доске рисуются смешные рисунки. И всё пространство класса – от доски до рабочего места помогает ребятам постигать то новое и неизвестное, которое станет простым и привычным в его будущей жизни. Большое внимание уделяю организации рабочего места учителя и учащихся. Моему рабочему месту, наверное, можно позавидовать. Рабочее место учащихся оформлено с условиями соблюдения требований САНПИНа и с учетом возрастных особенностей детей. Организован питьевой режим, оформлен уголок гигиены.
И в погожий солнечный день, и в ненастную погоду наш кабинет – оазис тепла и света. Уют кабинету придают цветы. Для комфорта на окнах капрон. Родители решили, что необходимо повесить на окна жалюзи. Для хранения дидактического материала, ученических тетрадей и учебного оборудования – новая секционная мебель. Это позволило систематизировать и бережно хранить документацию и учебное оборудование. А рядом расположен уголок природы. Даже зимой радуют глаз цветущие растения. Дети радуются вновь распустившимся прекрасным цветам, наблюдают за ними. В первый день после каникул мы посадили цветочную рассаду для украшения школьного двора.
Не побоюсь сказать, что такой замечательный кабинет - это общий труд единомышленников: администрации, учителя, родителей, учащихся. Работать в таком кабинете легко, потому что учитель имеет возможность значительно сократить время на подготовку урока, может больше внимания уделить методической и дидактической оснащенности обучения и воспитания, повышая тем самым свой профессионализм и культуру труда. Считаю, что работа в таком кабинете доставляет радость и удовлетворение не только учителю, но и ученикам.
Каким я вижу свой кабинет в ближайшее время? Интерактивная доска, которая: • поможет усилить подачу материала, более полно использовать ИКТ технологии • Предоставит больше возможностей для взаимодействия и обсуждения в классе • Поможет сделать уроки интересными и увлекательными благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов.
Электронные папки с дидактическими материалами, систематизированными двумя способами (горизонтальная дифференциация - наборы карточек по классам, и вертикальная - подшивка тестов по темам) Усовершенствованный стенд «Проектная деятельность». Каким он будет – это пока моя маленькая тайна. Завтра будет новый день. Что он принесёт, знает один Бог. Но одно знаю точно: я снова открою двери своего кабинета и вновь обрету ощущение детского счастья, которое я испытывала маленькой девочкой, открывая дверь своей комнаты.
|