Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники иумницы"
Пояснительная записка Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированной), с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ книга, 2007 г. – с. 191 – 210. Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов (разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического кругозора и эрудиции учащихся, способствующая формированию познавательных универсальных учебных действий) и рассчитана на четыре года обучения. Программа курса «Умники и умницы» реализована в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом. Актуальность выбора определена следующими факторами: В настоящее время математике отводится ответственная роль в развитии и станов-лении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Поэтому одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал, инициативу, самостоятельность. Успешная реализация этих задач зависит от сформированности у учащихся познавательных интересов, которые возникают тогда, когда школьники имеют возможность включиться в выполнение таких видов заданий, в которых могут достичь успеха и вместе с тем, чувствуют необходимость преодоления определенных препятствий при достижении цели. Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения школьников. Это особенно важно в начальной школе, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или иному предмету. «Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания; её избирательный характер выражен в той или иной предметной обла-сти знаний». ( Щукина Г.И. «Актуальные вопросы формирования интереса в обучении».) Проблема формирования познавательного интереса привлекла внимание многих исследователей. Разработка этой проблемы в 50-е г.г. прошлого века осуществлялась Л.И.Божович, Н.Г.Морозовой, Л.П.Благонадежиной. Позже интересовались этой темой Г.И.Щукина, В.Н. Липник, В.Н.Максимова и другие. Исследователями показана роль раз-личных видов самостоятельных работ в становлении у школьника интереса к учению. Среди разнообразных самостоятельных работ особенно значимы работы творческого ха-рактера. Творческая работа способна вызвать окрыленность и неподдельный интерес учащихся к предмету. Ученик, ощутивший радость собственного поиска и творчества, несомненно, с большим интересом и уважением относится к творческой деятельности других людей. Курс представляет собой занятия, направленные на формирование у учащихся стремления творчески мыслить. Организация творческой работы позволяет даже слабому ученику, который плохо решает типовые задачи, включиться в работу и почувствовать вкус успеха. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Программа курса «Умники и умницы» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включе-ние задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это спо-собствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются: 1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достиже-ние личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного кур-са. 2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитатель-ные результаты. 3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки педагогом. 5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы факультатива, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А. 6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме. Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий. Основные задачи курса: 1) развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли¬тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы; 2) развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения; 3) развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе¬ния, аргументировано доказывать свою точку зрения; 4) формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре¬шать нестандартные задачи; 5) развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся; 6) формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников; 7) формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности. Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений. Описание ценностных ориентиров содержания курса Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человече-ства, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и само-совершенствованию. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни. Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, наро-да, представителя страны и государства. Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выража-ющееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству. Место курса «Умники и умницы» в учебном плане Курс «Умники и умницы» включен в программу внеурочной деятельности и дополняет обязательную предметную область «Математика и информатика», которая призвана ре-шать следующие основные задачи реализации содержания: развитие математической ре-чи, логического и алгоритмического мышления, воображения. В учебном плане на внеурочную деятельность по программе курса «Умники и умницы» в первом классе 33 ч., во 2, 3 и 4 классах по 34часа в неделю. Отличительные особенности программы Работа по формированию познавательного интереса возможна лишь при создании следующих условий: • соответствие индивидуальным и возрастным особенностям; • привлекательность материала; • необходимость «активного изучения» • материал должен раскрывать практическую силу знаний и возможность их применения в иной деятельности; • благоприятная обстановка в коллективе; • эффективные методы и приёмы. Требования к организации процесса: • ориентация на самостоятельную работу учащихся; • ставить задачи, требующие исследовательского подхода; • развивать и поддерживать в работе творческое начало. Приёмы, используемые в работе над задачей: • изменение вопроса задачи; • изменение условия задачи; • составление задач 1. используя слова «больше», «меньше» и др. 2. по данному вопросу 3. по некоторым исходным данным 4. по данному решению 5. по данному плану решения 6. по данному чертежу и др. • сравнение задач и их решений; • преобразование условия задачи из косвенной формы в прямую; • решение задач различными способами; Программа рассчитана на 34 учебных недели, с проведением занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 35 минут. Содержание курса отвечает требованию к ор-ганизации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не тре-бует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и за-даний отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению, творческому потенциалу. Программа предусматривает регулярные занятия с детьми, имеющими разную подготовку. Задания различной степени сложности позволяют осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Особенности организации учебного процесса. Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и разви-вающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников. Основное время на занятиях занимает самостоятельное реше¬ние детьми поиско-вых задач. Благодаря этому у детей формируют¬ся умения самостоятельно действовать, принимать решения, уп¬равлять собой в сложных ситуациях. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение ре¬шения задачи опре-деленного вида. На этом этапе у детей форми¬руется такое важное качество, как осозна-ние собственных действий, самоконтроль, возмож¬ность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности. На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная про-верка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации само-оценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо разви¬ты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и стара¬тельностью, В курсе используются задачи разной сложности, поэтому сла¬бые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбира-ются задачи, кото¬рые они могут решать успешно). Ребенок на этих заняти¬ях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положи-тельный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой. В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач. Для проведения занятий отобран материал из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработан с учетом возрастных особенностей и воз¬можностей детей 6-10 лет. В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех по-знавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учи-тывая это, все задания ус¬ловно можно разбить на несколько групп: - задания на развитие внимания; - задания на развитие памяти; - задания на совершенствование воображения; - задания на развитие логического мышления. Задания на развитие внимания К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и це¬лый ряд игр, направ-ленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и рас¬пределения. Выполнение заданий подобного типа способствует формирова¬нию таких жизненно важных умений, как умение целенаправлен¬но сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, ре¬шая двух - трехходовые задачи. Задания, развивающие память Упражнения на развитие и совер¬шенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять спе-циальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти раз¬личные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей уве¬личивается объем зрительного и слухового запоминания, развива¬ется смысловая память, восприятие и наблюдательность, заклады¬вается основа для рационального использования сил и времени. Задания на развитие и совершенствование воображения Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера; - дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения; - выбор фигуры нужной формы для восстановления целого; - вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо на¬чертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды); - выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации; - выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выяв¬ления замаскирован-ного рисунка; - деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных; - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур. Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о ко-тором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел). Задания, развивающие мышление Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгорит¬мическими предписаниями (шаговое выполнение задания). Познавательный аспект Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Развивающий аспект Развитие речи. Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы. Развитие двигательной сферы. Воспитывающий аспект Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).
Модель занятия «Мозговая гимнастика» (1-3 минуты) Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллек-туальных задач, убыстряются психомоторные процессы. Разминка (4 минуты) Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенногопо-ложительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний не-возможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности. Тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут) Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют разви-тию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию. Весёлая переменка (3-7 минут) Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только разви-вать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно. Построение предметных картинок, штриховка (15 минут) На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, компози¬ции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, мо-делирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рас-сказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь. Основные принципы распределения материала: 1) системность: задания располагаются в определенном порядке; 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повто¬ряются; 3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются; 4) увеличение объема материала; 5) наращивание темпа выполнения заданий; 6) смена разных видов деятельности. Таким образом, достигается основная цель обучения - расши¬рение зоны бли-жайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуально¬го развития Контроль и оценка планируемых результатов. В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятель¬ности оцениваются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение школьни¬ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой¬стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор¬мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значе¬ние имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного со-циального знания и повседневного опыта. Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и пози-тивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со¬циальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значе¬ние имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной сре¬де ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного обще-ственного действия. Только в са¬мостоятельном общественном действии, действии в от-крытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для дру¬гих, зачастую не-знакомых людей, которые вовсе не обязатель¬но положительно к нему настроены, юный человек действи¬тельно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным дея-телем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного обще-ственного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без ко¬торых немыслимо существование гражданина и гражданского общества. Формы и виды занятий 1) занятия, направленные на составление задач, состоящие из трёх этапов: • Вводная часть (задачи-шутки, викторины, ребусы, загадки, шифровки, головолом-ки) • Основная часть (знакомство с приёмами составления задач) • Заключительная часть (самостоятельная, творческая работа учащихся) 2) конкурсы знатоков; -игровые занятия; -КВН. -игра - соревнование. В практике работы используются следующие формы: -индивидуальные и групповые; -практические и теоретические; -беседы; -игры; -знакомство с литературой; Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами. Итоговый контроль в формах -тестирование; -практические работы; -творческие работы учащихся; Контрольные задания. Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незна-ния», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выяв-ление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Итогом творческой работы каждого ученика в процессе составления задач ста-нет авторская самодельная книжка-задачник, которая рождается по страничке от занятия к занятию. Данный вид проектной деятельности, продуктом которой будет собственная книга, интересен младшему школьнику. Для того чтобы «Задачник» получился занима-тельным, каждый ребёнок стремиться отыскать и включить в условие задачи интересный факт, создать шутливую задачу, задачу, героями которой являются сказочные персонажи. Внешний результат метода проектов можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: – степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; – поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; – результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; – косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности). Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей. Содержание курса В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых за-дач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержа-нию и по сложности задач. Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности. Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала. Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания. Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки раз-ных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр. Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обна-ружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Раз-витие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Фор-мирование умения давать несложные определения понятиям. В содержание программы входят следующие разделы «Ребусы», «Нестандартные задачи», «Головоломки». Ребусы. Буквенные ребусы и ключи для их разгадывания Рисуночные ребусы. «Математические дорожки» и «Числовые коврики». Цифры в буквах. Ребусы с ключевыми словами. Ребусы с квадратиками, ребусы цифровые. Числовые ребусы, использующие операции сложения и вычитания. Числовые ребусы, использующие операции умножения и деления. Правила дешифровки числового ребуса. Разгадывание и составление ребусов – слов, предложений, текстов. Нестандартные задачи. Комбинаторные задачи. «Поиск девятого», «Задачи о переправах», «Сообрази и посчи-тай», «Волшебное зеркало мага» (Обобщение задачи о колпаках), «Где же, правда?» (За-дачи о лгунах), «Установим соответствие между элементами различных множеств – ре-шим задачу», «Упорядочим множество – решим задачу», «Можно ли обыграть противни-ка, а если можно, то, как это сделать?», «Определите победителя турнира». Головоломки. Числовые головоломки. Буквенное лото. Головоломки на разрезание. Игровые голово-ломки. Квадраты с «чёрными дырами». Экспресс – лабиринт. Лабиринт – алфавит. Голо-воломки с домино. Занимательные квадраты. Сквэрворды.
Ожидаемые результаты освоения программы курса «Умники и умницы» за 4 класс Предполагаемые результаты реализации программы: приобретение школьником социальных знаний: о правилах конструктивной группо-вой работы; об основах разработки проектов и организации коллективной и индивиду-альной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и об-работки информации; о правилах проведения исследования. Планируемые личностные результаты: сформированость внутренней позиция обучающегося, адекватной мотивации учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации Выпускник научится: • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориен-тации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хо-рошего ученика»; • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учеб-но-познавательные и внешние мотивы; • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения но-вой задачи; • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на само-анализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям кон-кретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принад-лежности; • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и по-ступков окружающих людей; • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню; • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им; • установка на здоровый образ жизни; • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность сле-довать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесбе-регающего поведения; Выпускник получит возможность для формирования: • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образова-тельному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач; • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности; • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»; • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятель-ности; • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в обще-нии, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках; • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выра-жающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия Планируемые предметные результаты Выпускник научится: 1) воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации; 2) определять учебную задачу; 3) ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения; 4) владеть своим вниманием; 5) сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, вла¬деть рациональными приемами запоминания; 6) владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности; 7) использовать основные приемы мыслительной деятельности: • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; • выделять существенные признаки предметов; • сравнивать между собой предметы, явления; • обобщать, делать несложные выводы; • классифицировать предметы, явления; • определять последовательность событий; • судить о противоположных явлениях; • давать определения тем или иным понятиям; • определять отношения между предметами типа «род - вид»; • выявлять функциональные отношения между понятиями; • выявлять закономерности и проводить аналогии. 10) самостоятельно мыслить и творчески работать; владеть нормами нравственных межличностных отношений Планируемые метапредметные результаты Регулятивные: овладеют всеми типа ми учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутрен-нем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение Познавательные: научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тек-сты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач Коммуникативные приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осу-ществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспри-нимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия дея-тельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты Выпускник научится: • принимать и сохранять учебную задачу; • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в со-трудничестве с учителем; • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реа-лизации, в том числе во внутреннем плане; • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интер-активной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области; • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и дру-гих людей; • различать способ и результат действия; • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках; • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме; • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с ис-пользованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета; • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о се-бе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуаль-ные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач; • строить сообщения в устной и письменной форме; • ориентироваться на разнообразие способов решения задач; • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных призна-ков; • осуществлять синтез как составление целого из частей; • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свой-ствах и связях; • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; • устанавливать аналогии; • владеть рядом общих приёмов решения задач; • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой комму-никации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного обще-ния; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудни-честве; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; • задавать вопросы; • контролировать действия партнёра; • использовать речь для регуляции своего действия; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Выпускник получит возможность научиться: • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по спосо-бу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания; • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить не-обходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия; • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основа-ния и критерии для указанных логических операций; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач; • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от соб-ственной; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотруд-ничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и пози-ций всех участников; • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудни-чества с партнёром; • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимо-помощь; • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.